Детский сад № 206 Хабаровск

Отчет по самообразованию 2 младшая групппа

 План работы по самообразованию

«Пальчиковые игры и нетрадиционные технологии как средство развития речи»

(вторая младшая группа)

на 2020 – 2021 учебный год

Актуальность

Мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала эту тему по самообразованию, так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Основная работа заключается в работе с детьми. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является «Пальчиковый театр». Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова.

Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем – либо в процессе игровой деятельности, обогащать словарь детей. Выполняя с детьми пальчиковые игры и упражнения, тем самым развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концу изучения своей темы я ожидаю такие результаты как:

   Расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира.

  Разработка конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники, создание картотеки с мнемотаблицами.

  Повышение уровня педагогического мастерства педагога.

  Повышение качества образовательного процесса.

  Создание педагогических разработок и публикации их в СМИ, публикаций в сетевом педагогическом сообществе

  Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

 Работа с родителями:

  Индивидуальные беседы: советую родителям учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

  Рекомендации родителям -  больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

  «Комплекс пальчиковой гимнастики» создание картотеки.

Консультации для родителей:

  Совместное творчество детей и родителей «Выставка осенних поделок» (октябрь)

  «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста» (ноябрь)

  Совместное творчество детей и родителей «Мастерская Деда Мороза» (декабрь)

  Консультация для родителей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь» (январь)

  Консультация «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры» (февраль)

  Консультация «Мелкая моторика на любой вкус» (март)

  Оформление папки-передвижки «Лучшие детские сказки» (апрель)

  Подведение итогов. Рассказать об успехах детей, об их достижениях в речевом развитии, об успешной совместной работе воспитателей и родителей, о необходимости продолжать работу и в летний период (май)

Планирование работы по самообразованию

  Углубленное изучение ФГОС ДО по разделу «Речевое развитие»

  Изучение интернет –ресурсов: Статья «Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе инновационных технологий»

  Оформление развивающего пространства группового помещения (зона речевого развития)

  Подбор и изготовление дидактического обеспечения для занятий с использованием в работе ИКТ (дидактические игры, пособия, мнемотаблицы, презентации).

  Изучение новинок методической литературы по развитию речи.

  Участие в вебинарах, семинарах, конкурсах, викторинах.

  Приобретение методической литературы, пособий для занятий с детьми.

  Публикации на сайте МААМ Изучение интернет - ресурсов.

Изучение научной и учебно-методической литературы по теме:

1. Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры».

2. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения».

3. Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду. Младшая группа».

4. Давыдова Т. Н. «Рисуем ладошками».

5. Данилова Е. «Пальчиковые игры».

6. Кольцова М. М. «Развитие моторики».

7. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры».

8. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками».

9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

10. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. «Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики».

11. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».

12. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь».

13. Детская литература.

14. Интернет ресурсы.

Цель: Создание условий для развития речи младших дошкольников посредством пальчиковых игр и развивающих технологий.

 Задачи:

  Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей, нетрадиционные техники рисования;

  Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

  Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

  Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

  Изучить и применить современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста

  Создать условий для развития связной речи у детей дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности.

  Оформить предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС

  Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Формы работы:

  совместная деятельность педагога с детьми;

  индивидуальная работа с детьми;

  свободная самостоятельная деятельность самих детей;

  консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

  массаж кистей рук (су-джок, шишки, релаксаторы);

  пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

  пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

  пальчиковый театр;

  конструирование: работа с конструктором ЛЕГО, из бумаги;

  рисование по трафаретам;

  штриховка в заданном направлении;

  дорисовка (по принципу симметрии);

  дидактические игры;

  шнуровка, пуговицы, прищепки;

  игры с мелкими предметами (сухой бассейн с гидрогелем, камешки марблс);

  пазлы, мозаика, матрешки, пирамидки;

  артикуляционная гимнастика;

  рисование пальчиками, ладошками, свечами, мыльными пузырями, крупой.

Перспективный план работы по теме самообразования:

Сентябрь

  Изучение литературы по данной теме;

  Картотеки дидактических игр по развитию речи, пальчиковой, дыхательной гимнастик, физкультминуток.

Октябрь

  Заучивание пальчиковой игры «1,2,3,4,5 будем листики считать».

  Пальчиковая игра «Сидели два медведя».

  Обучение детей игре «Шнуровка».

  Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

  Настольная игра «Мозаика».

  Игра «Я катаю мой орех».

  Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

  Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

  Рисование «Помидоры в банках»

  Работа с родителями. Совместное творчество детей и родителей «Выставка осенних поделок»

Ноябрь

  Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

  Пальчиковая игра «Улитка».

  Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

  Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

  Настольная игра «Найди фигуре место».

  «Спрячем ежика в осенних листочках» (кляксография).

  Чтение и инсценировка р. н. с. «Репка».

  Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

  Массаж кистей с помощью шишек.

  Работа с родителями. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста»

Декабрь

  Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».

  Учить детей одевать и раздевать кукол.

  Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

  Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

  Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик. бутылок).

  Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

  Игры с мелкими предметами (сухой бассейн с гидрогелем).

  Штриховка.

  «В лесу родилась елочка» (рисование методом тычка).

  Работа с родителями. Совместное творчество детей и родителей «Мастерская Деда Мороза»

Январь

  Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Сидели два медведя».

  Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

  Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

  Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

  Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

  Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

  Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

  Массаж кистей и пальцев рук с помощью су-джок.

  Рисование по трафаретам.

  «Звездное небо» (фотокопия, рисование свечами, коллективная работа).

  Работа с родителями. Консультация для родителей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

Февраль

  Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста»

  Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

  Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».

  Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

  Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»

  Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация).

  Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

  «Снежинка» (рисование крупой).

  Игры с мелкими предметами (камешки марблс).

  Учить пересказу известных р. н. с. с использованием мнемотаблиц.

  Работа с родителями. Консультация для родителей «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

Март

  Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки».

  Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

  Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»

  Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

  Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта» (аппликация).

  Игра «Прищепки»

  Работа с карандашом: «Соедини все точки друг с другом», «Выбери на рисунке все цветы из других предметов и соедини их друг с другом линиями».

  Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

  «Тюльпаны для мамы» (рисование ладошками).

  Рисование по трафаретам

  Работа с родителями. Консультация «Мелкая моторика на любой вкус»

Апрель

  Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

  Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

  Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

  Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.

  Проигрывание с детьми пальчиковым театром р. н. сказок.

  Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

  Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

  «Подводное царство» (пальцевая живопись, ладошка, оттиск пробкой, рисование солью).

  Игры с мелкими предметами «Накорми щенков» (баночки с изображением щенков и фасоль).

  Учить застегивать и расстегивать пуговицы с помощью наглядных пособий «Божья коровка» и «Мухомор»).

  Работа с родителями. Оформление папки-передвижки «Лучшие детские сказки».

Май

  Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Сидели два медведя», «Улитка», «Спокойного сна!».

  «Салют» (аппликация из салфеток, учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки).

  Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

  Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

  Конструировать из палочек (по образцу и по желанию).

  Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

  Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».

  Артикуляционная гимнастика с жирафом Жориком.

  «Желтые одуванчики» (рисование мыльными пузырями).

  Игры с мелкими предметами (крышечки от пюре «Фруто-няня» и изображения видов транспорта).

  Работа с родителями. Подведение итогов. Рассказать об успехах детей, об их достижениях в речевом развитии, об успешной совместной работе воспитателей и родителей, о необходимости продолжать работу и в летний период.

4 ноября 2020 в 08:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.