Детский сад № 206 Хабаровск

Отчёт по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей» (подготовительная группа)

Целью работы по самообразованию было: целенаправленное развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного обучения в школе. Формирование экологических знаний у детей в совместной деятельности, в образовательных областях.

Перед собой я ставила следующие задачи:

1. Способствовать развитию познавательных процессов: памяти, внимания, мышления;

2. Развивать коммуникативные навыки;

3. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы;

4. Развивать творческие способности дошкольников;

5. Развивать мелкую моторику рук, координацию действий;

6. Формировать навыки социального поведения;

7. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности. формировать позитивное отношение к сверстникам;

8. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы.

Задачи решались в совместной деятельности взрослого и детей:

Групповая;

Подгрупповая;

Индивидуальная;

НОД;

Образовательная деятельность в режимных моментах;

С учетом интеграции образовательных областей;

В самостоятельной деятельности детей;

Во взаимодействии с родителями;

Познавательно – исследовательская деятельность - это активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Дети с рождения являются пытливыми исследователями окружающего мира. В процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними дошкольники получают возможность удовлетворить любознательность (познавательный интерес, почувствовать себя учеными, первооткрывателями.

Познавательно-исследовательская деятельность в нашей группе проводится в течение года в соответствии с тематическим планом.

В своей работе использовала формы и методы:

Проектная деятельность;

Исследовательская деятельность;

Наблюдение;

Экспериментирование;

Продуктивная деятельность;

Конструирование;

Развивающие игры;

Беседа;

Рассказ;

Проблемные ситуации;

Создание коллекций;

Живая и неживая природа;

Эксперименты и опыты.

В процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, т. к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы.

Эксперименты и опыты:

Вода;

Воздух;

Магнит;

Свет.

 

В группе был создан и оборудован уголок «Юные исследователи». В уголке расположен материал для проведения опытов и экспериментов. Были созданы картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.

В течение года я проводила занятия, показывала детям презентации по темам:

· Презентация «Магнит и его применение в разных отраслях»;

· Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Секреты магнита»;

· Презентация «Роль света в жизни растений и животных»;

· Занятие — экспериментирование «Вода. Свойства воды»;

· Презентация «Мир воды».

· Презентации: «Как человек использует воздух», «Ветер добрый и злой колдун», «Что нужно делать, чтобы воздух был чистым»;

У нас в группе познавательно - исследовательская деятельность проходит как фронтально, так и индивидуально, всегда с большим интересом и очень азартно. Каждый ребёнок моей группы вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно.

В свою очередь, мы активно используем разнообразные формы работы с родителями.

привлекать родителей воспитанников к созданию познавательно-развивающей среды в группе (родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях);

 

привлекать родителей к оформлению наглядной информации в родительском уголке, проводим консультирование, оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и пр.

Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями:

совместное детско-взрослое творчество (родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии);

совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.

Было проведено анкетирование для родителей: «Познавательно - исследовательская деятельность детей». По результатам анкетирования выявлено, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, способствуют постоянному совершенствованию их познавательно – исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут сами ответить на них, либо предложить ребёнку подумать и постараться самому найти ответ, развивая его самостоятельность.

Для родителей были подготовлены консультации по данной тематике:

· «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

· «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»;

· «Совместная исследовательская деятельность детей и родителей»;

· «Как научить ребёнка исследовать»;

· «Развиваем внимание и мышление детей – учим быть любознательными».

Для родителей разработана памятка по развитию познавательно-исследовательской деятельности.

Системная работа по данному направлению позволила:

развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки;

 

развивать детскую любознательность, пытливость ума;

достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу.

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

У каждого ребёнка сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему:

познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок, и я хочу их узнать и разгадать»;

 

бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»;

 

созидательным – «мир так прекрасен, и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».

В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы.

Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь».

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

24 августа 2020 в 15:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.