Детский сад № 206 Хабаровск
Отчёт по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей» (подготовительная группа)Целью работы по самообразованию было: целенаправленное развитие личности ребёнка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного обучения в школе. Формирование экологических знаний у детей в совместной деятельности, в образовательных областях. Перед собой я ставила следующие задачи: 1. Способствовать развитию познавательных процессов: памяти, внимания, мышления; 2. Развивать коммуникативные навыки; 3. Способствовать развитию эмоционально-волевой сферы; 4. Развивать творческие способности дошкольников; 5. Развивать мелкую моторику рук, координацию действий; 6. Формировать навыки социального поведения; 7. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности. формировать позитивное отношение к сверстникам; 8. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы. Задачи решались в совместной деятельности взрослого и детей: Групповая; Подгрупповая; Индивидуальная; НОД; Образовательная деятельность в режимных моментах; С учетом интеграции образовательных областей; В самостоятельной деятельности детей; Во взаимодействии с родителями; Познавательно – исследовательская деятельность - это активность ребёнка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Дети с рождения являются пытливыми исследователями окружающего мира. В процессе исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними дошкольники получают возможность удовлетворить любознательность (познавательный интерес, почувствовать себя учеными, первооткрывателями. Познавательно-исследовательская деятельность в нашей группе проводится в течение года в соответствии с тематическим планом. В своей работе использовала формы и методы: Проектная деятельность; Исследовательская деятельность; Наблюдение; Экспериментирование; Продуктивная деятельность; Конструирование; Развивающие игры; Беседа; Рассказ; Проблемные ситуации; Создание коллекций; Живая и неживая природа; Эксперименты и опыты. В процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, т. к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы. Эксперименты и опыты: Вода; Воздух; Магнит; Свет.
В группе был создан и оборудован уголок «Юные исследователи». В уголке расположен материал для проведения опытов и экспериментов. Были созданы картотеки опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. В течение года я проводила занятия, показывала детям презентации по темам: · Презентация «Магнит и его применение в разных отраслях»; · Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Секреты магнита»; · Презентация «Роль света в жизни растений и животных»; · Занятие — экспериментирование «Вода. Свойства воды»; · Презентация «Мир воды». · Презентации: «Как человек использует воздух», «Ветер добрый и злой колдун», «Что нужно делать, чтобы воздух был чистым»; У нас в группе познавательно - исследовательская деятельность проходит как фронтально, так и индивидуально, всегда с большим интересом и очень азартно. Каждый ребёнок моей группы вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. В свою очередь, мы активно используем разнообразные формы работы с родителями. привлекать родителей воспитанников к созданию познавательно-развивающей среды в группе (родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях);
привлекать родителей к оформлению наглядной информации в родительском уголке, проводим консультирование, оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и пр. Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями: совместное детско-взрослое творчество (родители с большим интересом организуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии); совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. Было проведено анкетирование для родителей: «Познавательно - исследовательская деятельность детей». По результатам анкетирования выявлено, что родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, способствуют постоянному совершенствованию их познавательно – исследовательских умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут сами ответить на них, либо предложить ребёнку подумать и постараться самому найти ответ, развивая его самостоятельность. Для родителей были подготовлены консультации по данной тематике: · «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»; · «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»; · «Совместная исследовательская деятельность детей и родителей»; · «Как научить ребёнка исследовать»; · «Развиваем внимание и мышление детей – учим быть любознательными». Для родителей разработана памятка по развитию познавательно-исследовательской деятельности. Системная работа по данному направлению позволила: развивать критическое мышление, внимание, память, самостоятельность, познавательные, творческие способности детей и коммуникативные навыки;
развивать детскую любознательность, пытливость ума; достичь качественных результатов в работе и при выпуске в школу. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. У каждого ребёнка сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему: познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок, и я хочу их узнать и разгадать»;
бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»;
созидательным – «мир так прекрасен, и я хочу сохранить и преумножить эту красоту». В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь». Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе. 24 августа 2020 в 15:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.