Детский сад № 206 Хабаровск

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ

 Главное правило обучению чтению: «Не гонитесь за результатом!». Для начала покажите ребенку азбуку. Если он заинтересовался, рассмотрите ее, назовите буквы, слоги. Обучение чтению малышей младше 4-5 лет лучше начинать по их собственной инициативе. 

Ваша задача – поддержать, не загубить инициативу чрезмерным усердием.

• Обучение чтению можно начинать с изучения букв или слогов. Хорошо подходят для этих целей красочные таблицы, плакаты, кубики. Материал можно время от времени менять. И вовсе необязательно заучивать с малышами алфавитное название букв. 

• Изучите существующие методики обучения. Лучше, конечно, прочесть тексты самих педагогов. Они дадут вам более полное представление о сюжете, чем их конспекты в Интернете, и вам будет проще определиться с тем, что из этого разнообразия заинтересует вашего ребенка. 

• Какую бы вы ни выбрали методику, не относитесь к ней слишком серьезно. Играйте и импровизируйте! 

• Если ребенок болеет или не настроен заниматься, лучше отложите «урок», не стоит учиться через силу. 

• Занятия должны быть разнообразными, почаще меняйте задачи, потому что маленькие дети быстро устают и их внимание рассеивается. Так что вам придется постоянно поддерживать интерес крохи к тому, что вы предлагаете делать. 

• Читайте при ребенке. Мама – лучший пример для подражания. 

• Параллельно с чтением можно учиться писать. Двухлеткам будет вполне по силам выполнение графических заданий: обводите их рукой простые фигуры по точкам. Можно «печатать» на старой клавиатуре. Хорошо готовят руку к письму игрушки-лабиринты, в которых маленькие детали нужно поднять, например, снизу вверх, или провести слева направо. 

УПРАЖНЕНИЯ 1. Изучение букв. Чтобы помочь малышу запоминать буквы: 

• выкладывайте их из палочек, кубиков, мозаики, пуговиц, горошин, камешков; 

• моделируйте буквы из пластилина (из колбасок/жгутиков) или проволоки; 

• обводите и раскрашивайте объемные буквы, штрихуйте их. 

2. Изучение слогов. Дальше Вы можете пробовать знакомить ребёнка со слогами. Заучивать их нужно по той же схеме, что используется при заучивании букв: 

• многократно называйте слоги; 

• предлагайте найти определенный слог и затем назвать его; 

• попросите самостоятельно назвать и затем прочитать слог; 

• сочиняйте вместе с малышом короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют песенки – слоги; 

• можно вырезать из цветного картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и за ручки возьмутся и вместе песенку споют (то есть получится слог). 

Вскоре ребенок сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил; 

• искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению: «Покажи Буратино слог «пу», а сразу за тем: «Скажи ему, какой это слог»). 

3. Изучение звуков 

• потренируйтесь с определением первого и последнего звука (не буквы!) в слове. Называя звуки в слове «дуб», ребенок последним услышит «п». Не поправляйте его. Ваша задача - отработать различение звуков в слове; 

• называйте все звуки (не буквы!) в слове по порядку; 

• вспоминайте все слова, начинающиеся с определенного звука, например с «б»; 

• ищите рифмы к заданным словам. Вы называете слово - ребенок подбирает подходящее по звучанию (шишка - мишка, ночка - кочка, шар - пар, топор – забор);

 ИГРЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОРОШО ОРИЕНТИРУЕТСЯ В АЛФАВИТЕ И НАЧИНАЕТ ЧИТАТЬ СЛОВА 

1. Соедини буквы По всей площади листа бумаги напишите в произвольном порядке печатные буквы, предположим, от «а» до «д». Пусть ребенок попробует соединить их в алфавитном порядке. 

2. Изобрази алфавит Повторите с ребенком, какие буквы алфавита он знает хорошо, а какие пока только узнает. Выберите одну знакомую и предложите малышу изобразить ее с помощью тела, только сначала напомните, как она выглядит, в книге или на карточке. 

3. Найди букву Выберите букву, которую ваш малыш уже хорошо узнает. Попросите его отыскать предметы, названия которых с нее начинаются. Найдет ли он ее на вывеске, в табличке с названием улицы, на номерном знаке автомобиля? 

4. Найди слово Первое задание – найти определенные буквы в рекламных объявлениях, названиях улиц, на афишах, магазинных и дорожных вывесках. Можно попробовать отыскивать буквы в алфавитном порядке, или по перечню букв в имени ребенка. Второе задание – найти определенное слово на странице текста, или на тех же вывесках и в объявлениях. И снова, для начала, покажите ребенку его образец. Обычно малышам нравятся такие игры, но не стоит уделять им больше 5-15 минут в день, чтобы не перегружать маленького ученика.

25 июня 2019 в 14:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.