Детский сад № 206 Хабаровск
Отчет по самообразованию «Развитие речи детей средствами художественной литературы» (старшая группа) 2018 – 2019 учебный годАктуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, транспорт описываются игровые и бытовые ситуации. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их исполнение, включающая развитие начальных форм словесного творчества (формирование связной речи, словарная работа и формирование грамматического строя предложения). Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием связной, грамотной речи дошкольников, подготовка детей к школьному обучению. Для достижения выделила задачи: 1. Сформировать интерес к художественным произведениям; 2. Расширять, развивать словарь, активизировать речь детей; 3. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. 4. Совершенствовать художественно- речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях. 5. Обращать внимание на изобразительно -выразительные средства (красочность и выразительность языка) 6. Развивать творческие способности детей. 6. Привлекать родителей к совместным творческим вечерам. Работая с детьми, литературой нужно жить всегда, каждый день вместе с воспитанниками постигаю художественное слово, посредством различных методов и приёмов: Наглядный метод: приёмы- *показ иллюстраций, картин, игрушек; *элементы инсценировки; *просмотр видеофильмов; *изготовление атрибутов к сказкам; *используем книжки – сказки, изготовленные родителями совместно с детьми; *для развития речи, воображения, фантазии, формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития использую развивающие книги, изготовленные самими детьми; *оформление выставок: героев из прочитанных произведений. Словесный метод: приёмы- *чтение произведений с просмотром иллюстраций; *беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них; *познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания; *пересказ произведений, пересказ по ролям; *объяснение значений некоторых слов; использование в речи детей крылатых фраз и выражений, фразеологизмов, пословиц и поговорок; *беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия; *чтение сказок с последующим оформление книжек-самоделок; Игровые методы и приёмы реализуются через: *использование различных персонажей и сказочных сюжетов; *элементы инсценировки; *игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с помощью разных выразительных средств; *дидактические игры; *театрализованные игры, использование разных видов театра; *игровая деятельность. Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место. Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира. Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей. Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности: Создание предметно-развивающей среды. *В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас ("Путешествие", "Рифмовочка", "Кто и где спрятался", совершенствующие звуковую культуру речи ("Звуковое домино", "Найди звук", "Кто так кричит? ", "Слушаем звуки улицы", развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников ("Представь себе", "Скажи какой:", "Шиворот - навыворот", "Говорим о многозначных словах", "Волшебник", "Великий Нехочуха", "Цирк", "Животные и их детеныши", "Поэты" и др.), словесно-дидактические игры «Радио», «Сказочные клубочки», «Волк и семеро козлят» (с элементами мнемотехники) - развитие наблюдательности, фантазии, логического мышления. *Создала копилку выразительных средств языка "Волшебный сундучок" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки); *Оформила наглядно-дидактические пособия "Рассказы по картинкам", "Портреты детских писателей", подобрала сюжетные картинки, картины с фабульным развитием действия. Оформила альбом с иллюстрациями к сказкам; *Подготовила и осуществила проект по произведения В. Осеевой, Н. Носова Работа с детьми. 1. Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по познавательному развитию с использованием художественной литературы. 2. С детьми ежедневно читаем книги не только по программе, но и книжные новинки, книги советских авторов, познавательную литературу, произведения дальневосточных писателей. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое планирование. 3. В группе у нас работает «Книжкина больница», в которой дети «лечат» книги не только нашей группы, но и оказываем помощь малышам. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому. Созданные детьми книжки - малышки составлены по произведениям детских писателей, но есть и такие, которые дошкольники придумывали и проиллюстрировали сами. Работа с родителями. Прежде чем организовать работу с родителями я провела опрос, который показал, что родители не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Родители не осознают роли художественной литературы в развитии речевого творчества. Читают в основном сказки классическую детскую литературу, а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо: 1. Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника; 2. Научить правильно подбирать художественную литературу; 3. Порекомендовать как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях. Я подготовила консультации для родителей: 1. «Развитие любознательности старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»; 2. «Роль семьи в воспитании культуры чтения у ребёнка – дошкольника»; 3. «Приобщение дошкольника к художественной литературе»; 4. «Что и как читать детям» 5. «Учим стихи – развиваем память» Результативность работы: Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли. У детей повысился интерес к книге, художественной литературе. Дети стремятся использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи. Стали бережней относиться к книге. Повысилась читательская культура в семьях детей. Но несколько детей (Зива Артём, Соколов Слава, Морозов Алёша) остались на низком уровне. Причина: проблемы в произношении многих звуков. Необходима работа специалиста – логопеда. 8 июня 2019 в 09:10
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.