Детский сад № 206 Хабаровск
Зачем детям нужны правила и границыКонечно, вам хочется быть самым нежным и заботливым родителем для своего ребенка. Чтобы связь между вами была глубокой и нерушимой. Но ребенок не слушается, не хочет выполнять просьбы и не делает то, что вы считаете важным или необходимым. Родители в таких случаях прибегают или к установлению жестких правил, или к наказаниям. Возникает конфликт. А нужны ли строгие правила и границы детям, если это влечет столько проблем и сложностей? Как же поступать? Давайте попробуем разобраться. Правила – это условия, при соблюдении которых вы готовы выполнить просьбу или желание ребёнка. Например, вы говорите: «Я готова отпустить тебя в гости к другу, когда ты уберешься у себя в комнате». Так ребёнок узнаёт правила. Как ни странно, правила позволяют ребенку быть увереннее, а главное – чувствовать себя любимым. Они дают ему возможность понять, что как у вас, так и у других людей тоже есть границы. Их необходимо соблюдать и уважать. Важно на собственном примере показывать ребёнку соблюдение правил и границ. Вы – именно тот человек, который сейчас помогает ему отстаивать свои собственные интересы в будущем! Правила сводят к минимуму конфликты с окружающими вашего уже взрослого ребёнка. Они очень важны и для усвоения социальных норм поведения, для понимания того, что у каждого действия есть последствия. Зная правила, дети чувствуют опору и четкие ориентиры. Устанавливайте правила мягко, четко и уверенно – это даст ребенку возможность опираться на вас, чувствовать себя защищенным. Можно сравнить правила с перилами на мосту через ущелье. Они нужны для того, чтобы чувствовать себя в безопасности на опасном мосту, оставаться на правильном пути и не сорваться в пропасть. Важно на собственном примере показывать ребёнку соблюдение правил и границ. Вы — именно тот человек, который сейчас помогает ему отстаивать свои собственные интересы в будущем! Хочется сказать несколько важных слов о том, чем правила и границы не являются. Правила не являются ультиматумами, угрозами и наказаниями. Они не предназначены для того, чтобы ребенок чувствовал себя плохо из-за вины, осуждения и стыда. Правила – это не инструмент для манипуляции. Я приведу несколько ситуаций, в которых установка границ очень важна. Вы можете выбрать уместные для вашей семьи, а также определить дополнительные. Использование ваших личных вещей, таких, как расческа, одежда, мобильный телефон. Время, которое ребенок проводит за телевизором и видеоиграми. Время спать. Семейные обычаи: например, приходит ли ребенок за стол, когда вся семья садится завтракать, обедать или ужинать. Участие в домашних делах, уход и кормление домашних питомцев. Ваше личное время и то, когда ребенок может на него рассчитывать. Например, если он садится делать домашнее задание только в 9 вечера и при этом хочет, чтобы вы помогали, вы можете быть уже слишком утомлены. Или бывает, что дети-подростки просят отвезти их в гости к друзьям или на какое-то мероприятие, вспоминая об этом в самый последний момент. В такой ситуации они должны понимать, что нарушают ваше право на личное время – это можно ограничить правилами. Использование матерных слов и ругательств. Издевки и оскорбления в адрес других домашних. Особенно часто это встречается среди братьев и сестер. Порой может казаться, что это безобидные фразы, но они всегда действуют очень разрушительно на каждого члена семьи в отдельности и на всю семью в целом. Если вы хотите, чтобы семья была крепкой, единой командой, можно ввести правило на уважительное обращение членов семьи между собой.1. Вы не хотите брать на себя труд по установлению правил: делаете вид, что не замечаете происходящего, не видите того, что делают дети, прячетесь за другими делами. 2. Или вините себя, например, «Мой ребенок учился бы лучше, если бы я занимался с ним вечерами». 3. Иногда вы пытаетесь сами себя уговорить, что не стоит ставить слишком строгие правила детям: «Наверное, он и так устает, мне не стоит его ограничивать». 4. Находите оправдания его поведению: он плохо себя чувствует или проголодался. 5. Обвиняете других: «Он бы нормально учился, если бы у него был хороший учитель!» 6. Вместо установки и отстаивания границ вы сдерживаете свои проявления любви, держитесь холодно. Или вовсе устраиваете молчаливый бойкот своим детям, если они ведут себя нежелательно. Хотя именно здесь и требуется ваше активное участие! Все это — примеры того, чего следует избежать, чтобы правильно установить границы. Прогулка с домашним питомцем – очень веселое и полезное правило для ребёнка. 1. Если мы слишком устаём, нам становится трудно прилагать усилия и добиваться от ребенка требуемого. 2. Бывает, что нам настолько не нравится спорить с детьми и что-то доказывать, что мы решаем не придерживаться установленных границ. 3. Возможно, нам слишком хочется нравиться своим детям. Мы не хотим конфликтов и стараемся избежать их любой ценой. 4. А если мы чувствуем свою вину за что-то (например, что проводим слишком много времени на работе) — это часто побуждает нас позволять детям больше, чем стоило бы. 5. Мы стараемся компенсировать своим поведением излишнюю строгость или холодность второго родителя. 6. И наконец, если для нас самих в детстве не устанавливали четкие правила и границы, у нас может не быть представления о том, как это делается. Мы разобрались с тем, что такое правила и границы и для чего они нужны, когда их следует устанавливать и что может быть помехой для этого. Никто не говорит, что установить их – проще простого. Не стоит винить себя, если для вас это непросто – многие семьи испытывают сложности в этом вопросе. 23 мая 2019 в 16:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.