Детский сад № 206 Хабаровск

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью художественного творчества»

Актуальность проблемы.

Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В. А. Сухомлинский

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, плохо держат карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой, счётными палочками.  Они отказываются от лепки и аппликации, не успевают за детьми на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обыденными. Дети чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, доступных сверстникам.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работая совместно младшим воспитателем и родителями.

Цель: развитие мелкой моторики и координации движения рук с помощью художественного творчества.

Основные задачи:

· Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук

· Формировать координацию движений

· Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости

· Способствовать развитию творческих способностей

· Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь

· Стимулировать зрительное и слуховое восприятия

· Создавать эмоционально – комфортную обстановку в общении со взрослыми и сверстниками.

Реализацию данных задач начала с изучения методической литературы и подбора материала. Использовала литературу: Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук»; О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования»; И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; Парамонова Л. А. «Творческое конструирование с детьми младшего возраста; Казакова Т. Г. «Детское изобразительное творчество»; Новоселова С. Л. «Развивающая предметная среда»; Пантелеева Л. В. «Детское рукоделие»; Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду"; Светлова И. "Развиваем мелкую моторику"; Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр».

Журналы: «Дошкольное воспитание»; Интернет-журнал «Развитие».

Материалы Интернет-сайтов maam.ru; http://festival.1september.ru...

Форма работы:

· Совместная деятельность воспитателя с детьми;

· Индивидуальная работа с детьми;

· Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы:

· Массаж и самомассаж кистей рук;

· Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

· Лепка из пластилина с использованием природного материала;

· Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором;

· Различные виды аппликаций;

· Рисование по трафаретам;

· Штриховка;

· Дидактические игры, шнуровка;

· Игры с мелкими предметами, пазлы, мозаика.

Работа по самообразованию.

Произведенный мною анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что художественное творчество развивает у детей основную психологическую функцию – мелкую моторику пальцев рук, которая, в свою очередь, благотворно сказывается на развитии речи и мышлении ребенка. Изучая методическую литературу по художественному творчеству, я для себя поняла, что возможности художественного творчества очень широки и разнообразны, что позволяет сделать занятия очень увлекательными и продуктивными.

Работа по самообразованию проводилась мною в течение 2017-2018 гг. согласно поэтапно-перспективному творческому плану и включала в себя следующее:

1. Проведение игр («Пазлы», «Мозаика», «Сортер», графических упражнений (штриховка, раскраски, обведение по трафарету), пальчиковых игр на развитие мелкой моторики. Данные игры и упражнения я использовала в ежедневной работе с детьми. Так же в группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики (предметно-игровая среда): имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры и материалы для этого вида деятельности (зона рисования и игровая зона).

Пальчиковые игры я выбирала те, которые позволяют задействовать все пальцы рук. В начале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать не только мелкую моторику, но и речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами.

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки.

2. В течение года, преследуя цель развития мелкой моторики, я большое внимание уделяла художественному творчеству, как в рамках проведения НОД, так и при дополнительной работе с детьми. В художественную деятельность я включила следующие виды работы: рисование, раскрашивание, лепка (разные виды лепки, в том числе картины из пластилина), аппликация, оригами.

· Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

· Рисованиеу детей развивает не только общие представления, творчество, углубляет эмоциональное отношение к действительности, но формирует элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно простыми и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Рисование различными материалами требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

· лепка: хорошо развивает моторику рук так же лепка. Принцип работы – от простого к сложному. Свою работу я начала с обучения формообразующим движениям. Сначала мы лепили простейшие предметы (палочка - заборчик, круг – яблоко или мячик, диск – блинчик и др., а также учились отщипывать пластилин от общей массы (зернышки для птичек). После освоения формообразующих движений мы перешли к преобразованию формы и конструктивной лепке (грибок, зайчик, морковка для зайчика, одуванчики и др). постепенно развивая моторику рук, к концу года дети овладели необходимыми для их возраста навыками лепки, так мы подошли к лепке более сложных предметов. Так же мы с детьми создавали картины из пластилина («Цветик-семицветик», «Грибок») и учились использовать пластилин для украшения готовых форм («Елочка нарядная», «Красивая салфеточка»).

· аппликация: большое внимание я уделила технике обрывной аппликации и конструированию из бумаги (оригами). Это очень увлекательное и занимательное для детей занятие благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук. На протяжение года мы с детьми делали совместные композиции в технике обрывной аппликации и оригами: «Листопад», «Цветок для мамы», «Снеговик», «Олимпийский мишка», «Одуванчики», «Елочка нарядная» и др.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, многие из которых были сделаны самостоятельно или с помощью родителей. Методическая копилка пополнилась дидактическим материалом для развития мелкой моторики рук, картотеками пальчиковых игр и фигурок из счётных пальчиков. Собран и систематизирован материал для родителей по данной теме.

Работа с родителями.

Важнейшее требование, которому сегодня должен отвечать современный детский сад, чтобы обеспечить целостное развитие личности ребенка – развитие конструктивного взаимодействия с семьей

Совместное творчество детей и родителей создает массу положительных эмоций и теплую атмосферу в доме. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал.

Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания, ведь родители обычно весь день проводят на работе, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда родители устраивают маленькую домашнюю галерею его работ).

Зачастую в бешеном ритме современной жизни родители часто забывают о самом главном. Им не хватает времени на самых дорогих и любимых людей, и очень мало проводят с ними времени. А потом удивляются: «Почему мы такие разные? Почему мы не понимаем друг друга?».

Особое внимание я уделила работе с родителями, так как только совместными усилиями можно добиться хорошего результата. Чтобы заинтересовать мам и пап, я подготовила информацию по теме и поместила в родительский уголок под рубрикой «Развитие мелкой моторик путём совместного творчества родителей и детей». Консультации «Игры для детей 4 – 5 года на развитие мелкой моторики» (подборка игр, развивающих чувствительность пальчиков, творческое воображение и целостное восприятие) и «Для чего нужно развивать мелкую моторику рук» (актуальность проблемы) «Игры и игрушки для развития мелкой моторики рук», «Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?». В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики («Рекомендации для занятий по формированию сложно координированных движений руки», «Пока мама на кухне», «Чем можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную моторику?»», «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ре6ёнка».Для родителей эта тема оказалась интересной, они изучают представленный материал, получают консультации, принимают активное участие в совместном творчестве вместе с детьми, участвуют в различных конкурсах, приносят различный материал для игр, пособий по развитию мелкой моторики, занимались с детьми дома.

Родители с детьми дома играли, делали поделки, разукрашивали, обводили по контуру. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: дети становятся более внимательными, усидчивыми, больше общаются с родителями, развиваются творческие и конструктивные способности.

В группе был оформлен информационный уголок, который знакомил родителей с целями и задачами творческой деятельности, содержанием и методикой проведения занятия, а также был представлен отчет о проведенном занятии с фото.

Подведение итогов.

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. Благодаря совместным усилиям воспитателя и родителей дети достигли хорошего результата в развитии мелкой моторики рук, кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, что благотворно повлияло на развитие умений и навыков в художественном творчестве, на развитие речи. В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, предметно-пространственная среда пополнилась материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук. В дальнейшем я планирую искать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

30 апреля 2018 в 14:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.